Единый контактный центр
8-800-250-4777   |  Официальный e-mail info@railfgk.ru

Начальник управления маркетинга и стратегического развития АО «ФГК» Мария Литвинова

Порты наращивают мощности

По итогам 2020 года основными драйверами роста железнодорожной погрузки в порты РФ стали каменный уголь, железорудное сырьё и зерновые

Увеличение объёмов перевозок зерна через порты Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) произошло ввиду высокого валового сбора урожая в стране в 2020 году и укрепления позиций российской зерновой продукции на мировом рынке на фоне сокращения урожая в Европе. Кроме того, в 2020 году в направлении Юга России увеличились поставки железной руды в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на зарубежных рынках, а также каменного угля в связи с развитием перерабатывающих способностей угольного терминала АО «ОТЭКО» (порт Тамань) и предоставлением с марта 2020 года тарифных преференций на погрузку энергетического угля через порты Юга России.

При этом рост экспортных поставок в южном направлении сдерживался сокращением погрузки нефтеналивных грузов через порты СКЖД в условиях сохранения на протяжении 2020 года неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка нефти и нефтепродуктов. Это произошло на фоне сокращения спроса из-за длительного восстановления мировой экономики после действия эпидемиологических ограничений, а также роста предложения нефтяного сырья до заключения в апреле 2020 года нового соглашения ОПЕК+ о рекордном снижении добычи нефти, что привело к падению нефтяных котировок. В 2020 году наблюдалось снижение погрузки в южные порты по чёрным металлам из-за сложной эпидемиологической обстановки в основных регионах потребления металлургической продукции (включая страны ЕС и Турцию).

Рост объёмов погрузки в адрес северо-западных портов РФ обусловлен увеличением объёмов перевозок железорудного сырья, главным образом в Китай, на фоне повышенного спроса на указанную продукцию в регионе.

В минувшем году погрузка в восточные порты выросла за счёт увеличения поставок каменного угля через порты Дальневосточной железной дороги в адрес Китая, а также потребителей Японии по причине замещения поставок индонезийского угля.

Поставки угля в восточном направлении были более выгодны российским угольщикам, чем в западном, в связи с более высокими ценами на это сырьё. За счёт этого, несмотря на инфраструктурные ограничения на Восточном полигоне, перевозки выросли. В дальнейшем увеличение поставок угля в восточном направлении через порты, вероятно, будет продолжаться. Ежегодно ведущие игроки информируют о планах развития месторождений и увеличения объёмов добычи, которые будут направляться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с этим наращиваются портовые мощности Дальневосточного бассейна. Так, например, терминал компании «Колмар» в порту Ванино планирует нарастить мощности до 24 млн тонн, терминал компании «Сибантрацит» (порт Вера) должен выйти на проектную мощность 20 млн тонн к 2025 году. По итогам прирост мощностей в восточных портах ожидается на уровне 140 млн тонн к 2025 году.